Вернуться к игре Лабиринт Фавна

Про фильм "Лабиринт Фавна"

Взято с wikipedia. Оригинальная статья http://ru.wikipedia.org/wiki/Лабиринт_Фавна

«Лабиринт Фавна» (исп. El laberinto del fauno) — мрачная драма мексиканского режиссёра Гильермо дель Торо по мотивам произведений Артура Мейчена, вторая часть его трилогии о гражданской войне в Испании, начатой фильмом «Хребет дьявола». История двенадцатилетней девочки Офелии, спасающейся от жестокой реальности франкистской Испании в мире не менее жестоких фантазий. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 2006 года, в рамках которого 27 мая состоялась мировая премьера ленты. Лауреат трёх премий «Оскар» (лучшая операторская работа, лучшая работа художника-постановщика, лучший грим).

Содержание

    * 1 Сюжет
    * 2 В ролях
    * 3 Прокат
    * 4 Художественные особенности
    * 5 Награды и номинации
    * 6 Интересные факты

Сюжет

Сюжет фильма условно делится на параллельные действия в реальной Испании времен гражданской войны и на происходящее в мире грёз и фантазий главной героини Офелии. Сценарий построен таким образом, что зрителю остается предполагать самому, происходят ли фантастические события на самом деле или только в воображении персонажей. Сама стилистика повествования выдержана в духе сказок братьев Гримм, но в изначальном не адаптированном варианте.

Фильм открывается пересказом легенды о принцессе волшебной страны, которая, прельстившись рассказами о красоте подлунного мира, сбежала в реальный мир и, будучи им ослеплённой, забыла о том, кто она такая и как ей вернуться обратно. Но её отец-король по-прежнему ждёт, когда она вспомнит о нём и вернётся.

1944 год, Испания. Гражданская война фактически завершена, власть Франко утвердилась, немногие уцелевшие коммунисты мелкими партизанскими группами укрываются в горах. Для уничтожения партизан правительство отправляет небольшие карательные отряды, которые зачищают заросшие лесом горы или просто становятся на постой на фермах, не давая партизанам возможности получать помощь от сочувствующих крестьян.

Капитан Видаль и его отряд обосновались на старой мельнице и занимаются охотой за местным партизанским отрядом. Капитан Видаль позиционирует себя как главное средоточие власти для местного населения, он считает себя вправе убивать людей по подозрению в нелояльности. Также капитан Видаль страдает от того, что его отец погиб до его рождения и в качестве наследия оставил разбитые карманные часы, остановившиеся в момент его смерти и, считая такой поступок трусостью, капитан Видаль постоянно переламывает в себе всё человеческое.

По требованию Видаля в расположение его части приезжает его жена Кармен, находящаяся на финальном сроке беременности, со своей дочерью от первого брака Офелией. Отец Офелии, первый муж Кармен, погиб во время войны. Капитан Видаль не выносит Офелию, за что девочка ему платит такой же ненавистью, но Видаль хочет сына и ради этого готов терпеть рядом с собой чужого ребёнка.

Гуляя в одиночестве неподалёку от старой мельницы, где основался Видаль и его подчинённые, Офелия находит в лесу древний лабиринт, в центре которого она встречает Фавна — древнее магическое существо. Фавн сообщает Офелии, что на самом деле она принцесса Муанна из волшебной подземной страны, забывшая о своем происхождении, и что это её второе и последнее рождение в подлунном мире и, до наступления ближайшего полнолуния, она должна быть готова к возвращению, но для этого ей нужно пройти через три испытания, которые позволят ей подтвердить что она и есть та самая принцесса Муанна. Фавн даёт Офелии волшебную книгу, из которой она будет узнавать необходимую информацию для прохождения испытаний. На недоумённый вопрос о том, что книга состоит сплошь из пустых страниц, Фавн отвечает, что для того, что бы книга показала нужное, ей нужно сформулировать вопрос и задать его книге и тогда она всё увидит.

Первое из этих испытаний — спасти древнее засохшее дерево, в корнях которого поселилась гигантская жаба, что своим присутствием губит это дерево. Для этого Офелия должна скормить жабе три волшебных камешка и после гибели жабы забрать золотой ключ

На следующий день на мельнице планируется вечеринка, во время которой капитан Видаль хочет представить свою жену влиятельным лицам, а так же с гордостью сообщить, что, не смотря на войну, его сын, а как же иначе, родится здесь, рядом с ним с Капитаном Видалем. Офелию тоже готовят к этой вечеринке — Кармен даёт ей новое чистое и отглаженное платье и новые башмаки. Но так как из книги Офелия узнаёт, что первое задание нужно выполнить сегодня, то нарядная Офелия отправляется к древней смоковнице. Подойдя к дереву, заглянув в дупло у корней и увидев как там грязно и склизко, Офелия снимает платье, вешает на веточку и в одном исподнем на четвереньках заползает дупло между корней дерева. Перемазавшись по пути в глине и слизи Офелия доползает до жабы и начинает ту отчитывать за гибель дерева, но жаба атакует Офелию своим языком, попутно поедая жирных мокриц. Тогда взяв в руку одну из мокриц, Офелия обманом заставляет жабу заглотить все три камешка. После чего жаба раздувается и выплёвывает всё свой нутро, покопавшись в котором, Офелия находит ключ. Выйдя с ключом Офелия вся в грязи и слизи, обнаруживает, что пока она была внутри погибшего дерева, погода испортилась и начался ливень, попутно ветер сдул платье в грязь и в нём не возможно быть на вечеринке. Когда Офелия в самый разгар застолья возвращается, то вызванная прислуживающей Мерседес мать девочки — Кармен расстраивается, наказывает девочку и после отмывания Офелии от грязи служанками отправляет девочку спать, да и сама, почувствовав недомогание, ложится в постель.

Как только мать засыпает, Офелия переходит в ванную комнату открывает волшебную книгу и та показывает картинку с текстом второго задания. Второе задание заключается в том, что Офелия, должна проникнуть в таинственное хранилище, где на страже сидит Бледный, открыть золотым ключом правильный тайник, забрать содержимое и вернуться за ограниченное время.

Но тут Офелия слышит окрик матери и решает узнать у книги о том, что происходит прямо сейчас. Но открытые страницы окрашиваются кровью, а в соседней комнате вскрикивает Кармен, у которой начинается сильное кровотечение. Прибежав на крик, Видаль требует позвать доктора Феррейро. Доктор после осмотра и остановки кровотечения даёт Кармен успокоительное, попутно сообщая Видалю, что беременность протекает тяжело и что Видаль зря её сюда привёз, а так же рекомендует переселить Офелию в другую спальню, чтобы она не тревожила мать.

Когда всё успокоилось и Офелию положили спать в отдельной комнате, Мерседес спела ей мелодию древней и позабытой колыбели. Ночью к девочке приходит Фавн и спрашивает, почему она не приступила к выполнению второго задания, ведь полнолуние уже близко. Девочка говорит о болезни матери и что она не может её оставить в таком состоянии. Тогда Фавн даёт ей волшебный корень мандрагоры, который нужно положить в плошку, залить молоком и поставив под кровать Кармен, ежедневно подкармливать каплей крови, и тогда Кармен будет лучше и она не будет отвлекать Офелию от выполнения заданий.

Перед уходом Фавн предупреждает Офелию, что Бледный — не совсем человек, и бескомпромиссно требует чтобы Офелия ни в коем случае не брала со стола ничего из еды. Он также даёт ей для выполнения второго задания мел, которым можно нарисовать проход в желаемое место, песочные часы и закрытый пенал с тремя феями-помошницами. После его ухода, нарисовав на стене дверь и дождавшись её проявления, Офелия открывает проход в тоннель. Выпускает фей, спускает стул и перед спуском в тоннель ставит песочные часы. Пройдя по тоннелю, Офелия попадает в большой зал, в центре которой стоит стол с различными фруктами и яствами, а во главе сторла бездвижно сидит Бледный и его глаза лежат перед ним на тарелке. Феи-помошницы обнаруживают тайник и подзывают Офелию. Девочка достаёт ключ и задумывается какой же из трёх тайников открыть, попутно видя в углу груду детстких башмаков. Выбрав крайний левый тайник, не тот, что указывали феи, девочка открывает его и вынимает оттуда золотой кинжал. После чего направляется в обратный путь, но проходя мимо стола, она всё-таки останавливается напротив вазы с виноградом и отщипывает ягоду и начинает её есть. Тем временем Бледный оживает, вставляет глаза в прорези в ладонях и, поставив ладони в области носа, начинает искать девочку. Офелия, доев первую ягоду, отщипывает вторую и отправляет её в рот, отмахиваясь от фей, которые пытаются её предупредить и защитить. В результате чего две из них, по числу съеденных ягод, отвлекающие Бледного, погибают. Офелия, воспользовавшись заминкой, бежит к открытому ей проходу, но время заканчивается и стена закрывается перед самым её носом, Бледный уже выходит в коридор и вот-вот схватит девочку. Не колеблясь ни минуты, Оферия на потолке рисует люк и, дождавшись его проявления, успевает влезть и прижать крышку обратно, чтобы Бледный не пролез за ней следом.

Когда к Офелии приходит Фавн, она отдаёт ему кинжал и пытается обмануть, сказав, что всё прошло замечательно, но обман раскрывается, когда из открытого пенала вылетает единственная оставшаяся фея и рассказывает тому на ухо как всё было на самом деле. Разозлившийся Фавн отметает лепет Офелии о трагической случайности и говорит, что, несмотря на добытый кинжал она не справилась с заданием. Видимо, он всё-таки ошибся, и она не принцесса Муанна. После чего Фавн исчезает, а Офелия остаётся в одиночестве и впадает в уныние.

Утром следующего дня Капитан Видаль преследует партизан и едва не настигает их, выйдя на место их спешно брошенного привала. Там он находит ампулу с антибиотиком. После чего объявляет своим солдатам, что повстанцы рядом и у одного из них проблемы со здоровьем, а также, что повстанцам помогают местные. По возвращении на старую мельницу Видаль заявляет, что для предотвращения помощи партизанам местными, он конфискует все продукты на склад и вводит распределения продовольствия в виде лимитированных пайков по учётным карточкам, равно как и лекарств. Отдавая Видалю ключ от склада, Мерседес обманывает капитана, заявляя, что это единственный экземпляр. Затем она проводит доктора в лагерь партизан для оказания посильной медицинской помощи. После того как доктор Феррейро и Мерседес сообщают, что возможности снабжать отряд продуктами и антибиотиками нет, доктор вынужденно ампутирует одному из партизан гангренозную ногу. Уходя утром обратно к мельнице, у ручья доктор Феррейро отчитывает командира отряда о том, что война с Видалем обречена и бессмысленна, на что получает ответ о скором появлении ещё 50 бойцов, после чего партизаны нападут на Видаля и его команду.

На следующее утро, пока Видаль бреется, в районе железной дороги раздаётся взрыв. Прибыв на место Видаль узнаёт, что пострадавший поезд никто не ограбил и никто не пострадал. Тем временем в районе старой мельницы раздаются взрывы и Видаль отправляется туда. По прибытии он обнаруживает, что часть его людей перебита, склад вскрыт и всё из него украдено. Однако замок на двери склада не повреждён, и повстанцы ничего, кроме еды, не взяли.

Капитан Видаль отправляется с солдатами в лес и настигает группу из отряда местных партизан. Перебив всех, он захватывает одного раненого в ногу, но живого. Притащив в амбар пленного, Капитан приступает к изощрённым пыткам, предварительно обрисовав пленённому его перспективы и относясь спокойно к тому, что собирается делать. Через несколько часов он вызывает к пленному доктора Феррейро и требует привести того в надлежащий вид для продолжения выведывания интересующих его сведений. После прихода доктора и раскрытия им своего саквояжа, заинтересовавшийся его содержимым Видаль берёт ампулу антибиотика и идёт к себе в комнату. Партизан просит доктора убить его, так как считает, что не выдержит продолжения пытки и расскажет всё, ибо он и так уже сболтнул лишнего. Пока Феррейро делает пленному смертельную инъекцию, капитан обнаруживает, что взятая из саквояжа доктора ампула точно такая же как найденная им до этого в лесу. Взбешённый Видаль по возвращении в амбар обнаруживает у тела мёртвого партизана доктора Феррейро и требует объяснений. Но доктор, уставший бояться и понимающий, что всё равно будет убит, игнорирует капитана, на слова о том, что достаточно было бы просто исполнять свой долг отвечает, что для этого и существуют такие, как Видаль. И, взяв саквояж, направляется в сторону леса. Видаль пристреливает доктора и отправляется проведать жену.

Тем временем Офелия, видя, что матери стало лучше, забирается к ней под кровать, чтобы проверить корень мандрагоры и подкормить капелькой крови, но замечает, что тот неподвижен, и заговаривает с ним. Но вошедший капитан выдёргивает Офелию из под кровати и достаёт плошку с корнем Мандрагоры. Спросив Офелию, что это и для чего, и не удовлетворившись ответом, Видаль уходит к себе. А Кармен, отчитывая дочь и говоря, что в реальном мире жизнь жестока и пора бы перестать жить в сказках, бросает корень в очаг, где тот с писком боли сгорает. Но после гибели корня у Кармен начинаются преждевременные роды, а вернувшийся Видаль посылает за фельдшером. После того, как, родив ребёнка, Кармен умирает, Офелию готовят к отъезду в другое место и запирают комнате.

Вызвав к себе Мерседес, капитан предлагает ей выпить, вылив остатки самогона в стопку, но та отказывается. Тогда он посылает её на склад за выпивкой. А когда Мерседес, не спросив ключа, пытается уйти, высказывает обвинение в связях с партизанами. Затем Мерседес берет в тайнике письма, чтоб отнести их партизанам, и отправляется в лес, где ее настигает Видаль, выследивший ее. Связанную Мерседес приводят в амбар, Видаль, отвернувшись к ней спиной и, перебирая инструменты пыток, начинает рассказывать о том, как он из неё будет получать признания. Мерседес перерезает верёвки припрятанным в складке своего фартука ножом, затем ранит капитана в спину и грудь и, просунув в рот нож, заявляет, что она не такая лёгкая добыча как раненый или доктор, режет щёку изнутри и сбегает. Отправленная Видалем погоня загоняет Мерседес на поляну, и, когда отчаявшаяся женщина достаёт нож, один из офицеров глумливо заявляет, что она умрёт от его руки и никак иначе. Но тут подошедшие партизаны открывают огонь и убивает почти всех. А тем временем Видаль сам себе перед зеркалом зашивает разрез левой щеки.

Когда Офелия остаётся одна, снова появляется Фавн и даёт ей третье задание — она должна выкрасть у капитана Видаля своего новорождённого брата и принести его в самое сердце лабиринта. На замечание девочки, что она заперта Фавн напоминает про мел и про то, что это последний шанс вернуться и последнее полнолуние. Пока капитан отошёл к своим подчинённым и выяснял у выживших, что произошло и сколько было партизан, прокравшейся Офелии удаётся подлить Видалю в выпивку то успокоительное, что давал доктор её матери. И почти вынеся младенца из комнаты Офелия собирается уйти, но тут начинается нападение партизан на старую мельницу и Видаль обернувшийся на шум взрыва, замечает Офелию с младенцем в проёме двери и отправляется за ней в погоню. Не обращая внимания на взрывы и стрельбу партизан по солдатам капитана, Офелия бежит к лабиринту, а капитан вслед за ней.

Долго проплутав в лабиринте, Офелия попадает в тупик и, буквально за несколько секунд до появления капитана, открывается проход в сердце лабиринта по которому девочка проходит к Фавну. Увидев её с завёрнутым младенцем, Фавн говорит Офелии, что она справилась и осталось только самая малость — пролить кровь невинного, чтобы отворить врата в волшебную страну. Офелия категорически отказывается отдать ему брата, несмотря на шантаж последнего тем, что это единственный шанс вернуться и спасти подземную страну и её обитателей от забвения и исчезновения. Но тут появляется Видаль, видит что девочка спорит с кем-то невидимым, держа его сына в руках, подходит и, отобрав ребенка, стреляет ей в живот. Смертельно раненая Офелия падает на краю лестницы и своей кровью орошает сердце лабиринта.

На выходе из лабиринта Видаль сталкивается с партизанами и Мерседес. Тогда вручает Мерседес ребёнка и, отступив назад, достаёт часы и, взглянув на них, высказывает желание, чтобы его сын узнал время смерти отца, но Мерседес перебивает капитана и заявляет, что сын и имени своего отца никогда не узнает, после чего Видаля убивает один из партизан.

Отдав младенца партизанам, Мерседес устремляется в центр лабиринта к Офелии. Мерседес находит девочку умирающей на краю сердца лабиринта. Присев около головы ребёнка, Мерседес напевает мелодию той самой колыбельной, что пела ей до этого. А Офелия вдруг слышит голос короля подземного мира, говорящего, что она теперь свободна от оков своего земного тела и может по праву занять своё место на своём троне возле него и королевы. Вышедший из тени Фавн подтверждает, что последнее испытание было в том, что сможет ли Офелия преодолеть искушение пожертвовать чужой жизнью ради достижения своей цели, даже если это ребёнок ненавидимого ею человека и даже если его погубленная жизнь позволит Офелии достичь своей самой желанной цели. И вот, умирая на ступенях сердца лабиринта, Офелия улыбается в последний раз, но воцаряется в подземном мире.

В качестве финальной сцены показывается распускающийся бутон на засохшем дереве, что спасла Офелия от жабы, и фея, присевшая около цветка. Но так и остаётся загадкой, насколько сильно в произошедшем с Офелией переплелись реальность и вымысел…

В ролях

Актёр? Роль?

Ивана Бакеро Офелия Офелия

Даг Джонс Фавн Фавн / Бледный человек

Серхи Лопес Видаль капитан Видаль

Ариадна Хиль Кармен Кармен

Марибель Верду Мерседес Мерседес

Алекс Ангуло Феррейро доктор Феррейро

Прокат

* 7 октября 2006 года на специальном показе фестиваля «Осенняя эйфория» президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов представил картину российским зрителям.

* Первой страной, в которой фильм вышел в широкий прокат (11 октября 2006 года), стала Испания.

* В российский широкий прокат «Лабиринт Фавна» вышел 30 ноября 2006 года.

* Начало проката фильма в США пришлось на 29 декабря 2006 года.

Художественные особенности

Критики сравнивают фильм «Лабиринт Фавна» с книгой Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»[источник не указан 708 дней], отмечая при этом, что чудеса в картине Гильермо дель Торо порождаются мрачной реальностью фашистского государства. Дель Торо тщательно подошёл к созданию вымышленного мира, в котором ищет своё спасение юная Офелия. По эскизам, нарисованным Карлосом Хименесом, художник-постановщик ленты Эухенио Кабальеро построил уникальные декорации. С помощью камеры своего постоянного оператора Гильермо Наварро режиссёр превратил эти декорации в осязаемый до мельчайших деталей волшебный мир Фавна. Дополнительным источником, откуда черпал своё вдохновение дель Торо, стали живописные полотна Франсиско Гойи, например, благодаря картине «Сатурн, пожирающий своих детей» родился образ жуткого Бледного человека.[источник не указан 469 дней] Ф. Гойя. «Сатурн, пожирающий своих детей»

Награды и номинации

* Три премии «Оскар» 2007 года за лучшую операторскую работу (Гильермо Наварро), лучшую работу художника-постановщика и лучший грим. Всего номинировался в шести категориях: в номинациях «лучший оригинальный сценарий», «лучший фильм на иностранном языке» (представлял Мексику) и «лучшая музыка» лента уступила другим картинам.

* Номинант Каннского кинофестиваля 2006 года.

* Номинант на премию «Золотой глобус» 2007 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

* Три премии BAFTA в номинациях «лучший фильм на иностранном языке», «лучшая работа художника по костюмам» и «лучший грим».

* Лучший фильм 2006 года по версии Альянса женщин-киножурналистов (The Alliance of Women Film Journalists).

* Номинирован на испанскую кинопремию Гойя в 13 категориях, в том числе «Лучший фильм», «Лучший режиссёр», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучший оригинальный сценарий».

* Гран-при Международного фестиваля фантастических фильмов Fantasporto 2007 года.

* Ариадна Хиль номинирована на испанскую премию Годой в категории «Худшая актриса второго плана».

* Лауреат премии «Сатурн» 2007 года в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

* Ивана Бакеро получила премию «Сатурн» 2007 года в номинации «Лучший молодой актёр или актриса».

* Гильермо дель Торо получил премию «Небьюла» в категории «Лучший сценарий».

Вошёл в список ста лучших фильмов мирового кинематографа журнала Empire.

Интересные факты

* Надпись на вратах Лабиринта Фавна гласит: «IN CONSILIIS NOSTRIS FATUM NOSTRUM EST»[1], что на латинском языке означает «В НАШИХ РЕШЕНИЯХ — НАША СУДЬБА».

* Актёру Дагу Джоунсу требовалось четыре часа, чтобы забраться в костюм Бледного Человека. Смотреть Джоунсу приходилось через носовые отверстия своего героя, так как на лице персонажа нет глаз.

* Премьера фильма в Каннах завершилась 22-минутной овацией стоя критиков и зрителей, самой продолжительной овацией на фестивале с 1968 года.

* В одном из интервью[2] Гильермо Дель Торо намекнул, что по его замыслу и Бледный Человек, и Жаба — это воплощения Фавна, который проводит Офелию через череду испытаний для выявления её нравственной цельности. Намёком на это обстоятельство в фильме является то, что в финале сказочной части появляются все три феи, две из которых якобы погибли от рук Бледного Человека.

* В России фильм «Лабиринт Фавна» при ограниченном прокате сделал хорошие кассовые сборы — более 750 000 $[3]. На волне этого успеха на российские экраны была выпущена более ранняя картина Гильермо дель Торо «Хребет дьявола» (2001), идейно и сюжетно связанная с «Лабиринтом Фавна».

* Фильм занял пятое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа», составленном в 2010 году[4].

* Бледный Человек невероятно похож на Ы Голоньяка (англ. Y'golonac). Поскольку фильм создан по мотивам творчества Лавкрафта и Артура Мэйчена[источник не указан 18 дней], а Ы Голоньяк входит в список окололавкрафтовских существ (англ. Cthulhu Mythos) это сходство вряд ли случайно.